Воспитательная работа

Программа воспитания «Воспитать человека»

Профориентация


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ГИМНАЗИИ  №261

 

Искусство умственного и нравственного воспитания
есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся,
а не просто сообщение сведений и назиданий.
П.Ф. Каптерев

Система воспитания в  гимназии строится на основе:

  • концепции воспитательной системы района, города, государства;
  • современных принципов воспитания;
  • учета индивидуальных особенностей формирования классного коллектива;
  • учета возрастных особенностей учащихся класса;
  • учета особенностей контингента родителей учащихся класса;
  • компетентности людей, ответственных за процесс воспитания учащихся.

 

  Основные принципы воспитания учащихся гимназии
Принцип социальной активности
 Воспитывая сегодня социальную активность у учащихся, необходимо помочь им убедиться в том, что те или иные ценности, которые предлагает взрослый, являются для учащихся значимыми.
 Воспитание на основе принципа социальной активности создает учащимся условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию.
 В сегодняшних условиях необходимо формировать личность, которая способна активно менять свою позицию, но не под давлением взрослых, а в результате всестороннего анализа изменяющихся обстоятельств.
 Принцип социальной активности способствует формированию внутренней и внешней культуры человека, планетарности мышления, альтруистических и демократических убеждений.
Принцип мотивированности
  Ребенок должен быть готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, при этом не только воспринимать, но и сопереживать происходящему, принимать решения, ставить вопрос и самостоятельно давать на него ответ. 
 Принцип проблемности 
 В любом возрасте ребятам гораздо интереснее заниматься поиском решений, ответов, проверкой своих гипотез, чем получать готовые ответы на не поставленные вопросы.
  Принцип проблемности в воспитании будит любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, а также научит их ставить вопросы.
Принцип индивидуализации
Продуманная система воспитательной работы предполагает воспитание учащихся не по шаблону, заранее подготовленному педагогом, а с учетом индивидуальных возможностей, способностей каждой конкретной личности.
Принцип социального творчества
Действие, которое совершает ученик, должно быть им прожито, продуманно и осмысленно, совершено не под давлением взрослого или сверстников. Ребенок имеет возможность осмыслить им содеянное. Нельзя требовать от коллектива осуждения второпях, а от ребенка признания второпях. Это формирует у детей безразличие, безответственность в словах и поступках 
   Принцип взаимодействия личности и коллектива
Воспитательная система гимназии главным своим принципом считает принцип равноправного отношения к взрослым и детям в коллективе, к их мнению, аргументации их поступков и действий. Причем, жизнь детского коллектива не игра взрослых, а значимая и необходимая деятельность самих детей.
Принцип развивающего воспитания
  Предполагает формирование у ученика активной жизненной позиции.
  Зоной ближайшего развития для личностного становления. ученика становится его коллектив. Если ученик востребован в коллективе, если коллектив создает условия для проявления возможностей и способностей каждого ребенка, это, несомненно, приведет к тому, что ученик начнет проявлять свою индивидуальность в коллективе. 
  Принцип целостности воспитательного процесса 
   Воспитательный процесс — единый и целостный процесс формирования человека. Каждое мероприятие ,коллективное дело, которое классный руководитель проводит в классе в гимназии является многонаправленным.. 
  Принцип единства образовательной и воспитательной среды
 Одним из главных принципов воспитания является создание единой воспитательной среды, задача которой состоит в развитии основных потребностей ребенка:

  • физиологических;
  • в безопасности;
  • в любви, уважении, признании и одобрении;
  • в усвоении норм и правил поведения;
  • в познании;
  • в удовлетворении права на проявление собственных интересов;
  • в труде и значимой деятельности;
  • в творческой деятельности;
  • в удовлетворении своих суждений и своей самооценки;
  • в собственном осмыслении процессов и явлений окружающего мира.

  Единая образовательно-воспитательная среда включает всех ее участников в непосредственное активное взаимодействие, а не в пассивное созерцание и наблюдение за процессом воспитания. 
Принцип опоры на ведущую деятельность 
  Воспитательный процесс обязан учитывать ведущую деятельность каждого возрастного этапа развития ребенка. К примеру, у подростков главной ведущей деятельностью является общение, они испытывают дефицит общения, им хочется в живом обмене мнением проверять свои гипотезы, воззрения и т.д. Классный руководитель должен это учесть, определяя содержание, методы и формы работы с детьми на данном возрастном этапе. 
 
Педагоги, стоящие во главе процесса воспитания

  • постоянно занимаются изучением вопросов возрастной и детской психологии
  • повышают свой профессиональный уровень
  • изучают и совершенствуют  себя, свои возможности и умения.

 

Основные направления воспитательной системы гимназии 
  Современная система воспитания исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечения самостоятельного развития учащегося. Система воспитания, способствующая воспитанию у человека уважения к себе, становится основой для формирования личности, способной принимать самостоятельно решения и нести за них ответственность.
Условия создания воспитательной системы :
  Во-первых, это расширение педагогической самостоятельности классных руководителей и всех тех, кто занят процессом воспитания. В задачу завуча входит поддержка педагогической инициативы, индивидуальности воспитателя, его желания проявить в работе с детьми свои лучшие качества. Иногда система воспитания становится формальной только из-за того, что классный руководитель лишь исполняет чужую волю, чужие приказы, а его умения и творческий подход к делу не востребованы и неинтересны администрации школы. Классный руководитель должен иметь право на поддержку своих инициатив со стороны завуча.
  Во-вторых, наличие эффективного взаимодействия между классными руководителями, воспитателями и завучем. Завуч школы по воспитательной работе должен видеть успехи классных руководителей, оценивать достижения своих коллег, демонстрировать их промежуточные положительные результаты в работе с детским коллективом, даже если они минимальны.
  В-третьих, совместные усилия всех звеньев педагогического коллектива. Суть воспитательной системы школы — в создании ее целостного образа: представления о ее прошлом, настоящем и будущем.
  В-четвертых, опора на диагностику и коррекцию воспитательных усилий педагогов. Каждый успех или неудача воспитания должны подвергаться тщательному анализу со стороны всех членов педагогического коллектива, иначе воспитание учащихся превратится в полигон для испытаний.
  В-пятых, обучение учащихся жить, самостоятельно постигая законы жизни. Педагоги должны не руководить жизнью детей, не контролировать их ежеминутно и ежечасно, а научить проявлять самостоятельность и самоорганизацию. Ребята должны научиться в совместной деятельности планированию своей жизни и принятию решений, умению терпеть неудачи и бороться с трудностями, радоваться своим успехам и успехам своих одноклассников, переживать общую боль и радость.
  В-шестых, формирование здорового нравственного и физического духа учащихся
  В-седьмых, руководство принципами ненасилия и открытости. Традиции гимназии базируются на сотрудничестве, на установлении отношений взаимного доверия и открытости, защищенности
  В-восьмых ,наличие партнерского взаимодействия с семьями учащихся и с социумом.
  Взаимодействие гимназии и социума предполагает, с одной стороны, открытость школы внешнему влиянию, а с другой стороны, ее стремление к автономии, что позволяет самостоятельно, а не под давлением извне, определять педагогам цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательной системы гимназии
Партнерское взаимодействие с семьей заключается в вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс гимназии и повышение их педагогической и психологической культуры.  
Основные направления воспитательной системы гимназии:

  1. «Ученик — патриот и гражданин»
  1. «Ученик и его нравственность»
  1. «Ученик и его интеллектуальные возможности»
  1. «Ученик и его здоровье»
  1. «Обшение и досуг ученика»
  1. «Ученик и его семья»

     1.Направление «Ученик — патриот и гражданин»
Главные идеи:

  • формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
  • поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать  на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;
  • воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
  • стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
  • понимание учащимися избранной ими программы поведения для
  • будущего самоопределения.

 

Главные цели: 
Воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за 
него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, своего народа, государства;

  • формирование уважительного отношения к народам мира, чело 
    вечеству, представителям других национальностей, к своей наци 
    ональности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
  • признание ценности независимости и суверенности своего госу 
    дарства и других государств.

Задачи воспитания:

  • формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
  • формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
  • обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
  • формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  • воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу своему языку, традициям и обычаям своей страны;
  • проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.

 

Понятийный словарь
  
Патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, уважение суверенитета, традиции и обычаи, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование во имя других людей, терпимость, демократия, гражданственность, гражданин, дисциплинированность, ответственность, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, преступление, закон, конституция государства, правительство, президент — глава государства.
Личностные прототипы
  
А. Невский, К. Минин, Д. Пожарский, А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков, Д.С. Лихачев, защитники Брестской крепости, герои войны и партизаны,  ветераны 169 ЗАП, спортсмены, строители, покорители целины и БАМа, Севера и Юга, музыканты, политики , граждане и патриоты своей страны.
Содержание воспитательной работы:

  • изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
  • изучение биографий выдающихся граждан своей страны — патриотов и борцов за Отечество;
  • развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

-организация встреч с представителями общества — истинными гражданами и патриотами своей страны;

  • создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;

— посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование 
культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
— демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками 
гражданской позиции и мужества, патриотизма;
поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;

  • активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;
  • —  привлечение учащихся к работе в общественных организациях, молодежных союзах;
  • формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма, борьба с шовинизмом.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы, спецкурсы;

встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

  • посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
  • конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
  • Праздники получения паспорта, дня Конституции;

—  интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
— конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической
тематике;
— походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.
Традиционные мероприятия для классных руководителей:

  • изучение гражданской позиции педагогов, занимающихся воспитанием учащихся;
  • просвещение педагогов по проблемам формирования гражданской позиции учащихся, патриотизма;

—  разъяснение педагогам необходимости:
а) учета интересов учащихся в понимании проблем гражданской
позиции общества,
б) терпеливого разъяснения учащимся позиции страны в вопросах формирования патриотизма и гражданской позиции
в)создание условий для выбора самими учащимися их гражданской позиции 
г) избегание навязываапния взросдым свокго мнения ученику 
д) использования конкретного материала, способствующего формированию положительных эмоций, эмпатии и интереса к проблемам патриотизма и гражданственности,
е) ответственного отношения к материалам сомнительной ценности, тенденциозности, односторонности, националистической и шовинистической направленности,
ж) учета возрастных особенностей и уровня осведомленности учащихся в подборе и использованию материалов воспитательного характера,
з) создания эмоционального контакта с учащимися для положительного воздействия на его душу и сердце: 

  • демонстрация учащимся достижений в этом направлении, бескорыстного отношения и участия учащихся в мероприятиях патриотической и гражданской направленности;
  • поощрение учащихся, внесших свой вклад в проявление собственного патриотизма, гражданской позиции и показавших высокий уровень правовой и гражданской культуры;
  • поощрение педагогов, уделяющих большое внимание в воспитательной работе по этому направлению;
  • исследование уровня гражданской позиции учащихся школы, привлечение родителей к обсуждению вопросов воспитания гражданственности и патриотизма;
  • сотрудничество с учениками организовано на основе следующих принципов:

классный руководитель не запрещает,а направляет;
классный руководитель не управляет, а сотрудничает на равных;
классный руководитель не принуждает, а убеждает; 
классный руководитель не командует, а организует;
классный руководитель не ограничивает, а предоставляет свободу выбора; 
классный руководитель не ищет слабые стороны, а развивает сильные стороны.
Традиционные мероприятия для учащихся 5—6-х классов
В 5—6-х классах необходимо обратить серьезное внимание на разъяснение учащимся прав и обязанностей ребенка, познакомить школьников со статьями Конвенции о правах ребенка, показать учащимся значение знаний о собственных правах и обязанностях в реальной жизни.
  
Завуч обращает внимание классных руководителей на то, что младшие подростки чутко реагируют на любую несправедливость в свой адрес, умеют сравнивать отношение к себе разных учителей, пытаются защищать свои права.
  
Однако в этом возрасте у учащихся еще не выработана привычка выполнения своих обязанностей, достаточно часто они проявляют безответственность, неумение и нежелание отвечать за свои неблаговидные поступки. Педагоги должны учить детей сотрудничать друг с другом. Возможны следующие мероприятия:
  
-праздник правовых знаний « Путешествие в страну справедливости»
  
-конкурс правоведов « Его величество Закон»

  • интерактивные игры по мотивам русских сказок «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»;
  • акции милосердия;
  • создание картинной галереи славы в каждом классе;
  • чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков для людей, переживших войну;
  • конкурс патриотической песни;
  • читательская конференция по книгам детских авторов «Как поступать нельзя».

Традиционные мероприятия для учащихся 7—8-х классов

В 7-8-м классе подростки нуждаются в серьезном и целенаправленном правовом и патриотическом воспитании. Преобладание общения как ведущей деятельности приводит к тому, что учащихся часто привлекает риск в совершении противоправных действий, они совершают необдуманные поступки из солидарности, из сиюминутного желания кому-то навредить, не задумываясь о последствиях.

В этом возрасте еще не сложились взрослые способы действия, предполагающие сознательную дисциплину. Для подростков характерно желание хорошо выглядеть, красиво одеваться, ориентация на материальные ценности, что приводит иногда к криминализации молодежи и совершению противоправных действий.
  
Классные руководители и завуч обращают внимание на атмосферу в детских классных коллективах и школе. Создают условия для проявления уважения прав каждого ученика, защищенности каждого, терпимости, поддержки каждого ученика, проявления внимания к каждой проблеме подростка.
  
Воспитательная работа с подростками должна быть направлена на программирование поведения учащихся в реальных жизненных ситуациях, на понимание значимости правовых норм в жизни. Возможны следующие мероприятия:

  • диспуты, дебаты и дискуссии по нравственно-правовым проблемам (например, «Права и обязанности человека и гражданина», «Истинная и ложная демократия: примеры истории», «Свобода и ответственность. Что за этими словами?», «Демократические свободы моей страны», «Права и обязанности родителей», «Можно ли бороться с преступностью сегодня?», «Гражданские права и уголовная ответственность», «Я имею право…», «Как не совершить ошибку…»);
  • конкурс знатоков детективной литературы «По следам Агаты Кристи»;
  • конкурс на лучший рассказ на тему «История страны — в судьбах людей»;
  • социальные тренинги «Я выбираю профессию», «Выбор рабочего 
    места» и т.д.;
  • туристические походы (например, «Безымянные памятники моей России»);
  • встречи с представителями ветеранских организаций, с воинами интернационалистами, представителями правоохранительных органов, журналистами и т.д.;
  • клубы под названием «В гостях у правоведа», «Родина»; «Уроки Победы» и др.;
  • совместные конференции учащихся, родителей и педагогов «Конфликты и пути их разрешения».

Традиционные мероприятия для учащихся 9—11-х классов
Старший школьный возраст — это время принятия первых значимых в жизни решений. Ребята должны уметь проявлять самостоятельность обдумывать принимаемые решения, проецировать принятие решения на свою будущую жизнь, демонстрировать ответственность в принятии решений, задумываться о том, как принятое решение повлияет не только на его судьбу, но и на судьбу людей, которые рядом с ним.
  
Старшеклассники должны учиться с помощью внеклассной работы моделировать свою будущую жизнь в социуме. Они имеют право на общение с педагогами на равных, они хотят откровенно высказывать свою жизненную позицию, осмысливать ее в полемике со взрослыми людьми. Старшеклассники должны активно принимать на себя заботу о младших и пожилых людях. Возможны следующие мероприятия:
— походы по местам боевой славы;
— встречи с ветеранами и помощь им;

  • конкурсы «Письмо Ветерану», «Военные истории моей семьи», «В жизни всегда есть место подвигу», «Боевая и трудовая слава моего дома», «Отрывной календарь войны…»;
  • правовые тренинги;
  • встречи с представителями правоохранительных органов «Изучаем право»;
  • спецкурсы по правовой и военно-исторической тематике;
  • праздники, посвященные памятным датам календаря, памятным событиям родного края.

2.Направление «Ученик и его нравственность»
Главные идеи:

  • принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
  • предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
  • воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;

— осознание учащимися необходимости проявления нравственного 
поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства
собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
— практическое применение нравственных знаний и умений;
— проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.
Главная цель:
  
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания:

  • создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
  • знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
  • изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
  • развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
  • создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
  • способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков
  • создание условий для нравственного самовоспитания учащихся.

Понятийный словарь
  
Нравственность, нравственный выбор, жизненные ценности, нравственные законы и нравственные заповеди, эмпатия, нравственное поведение, этика в поведении, высоконравственные личности в мировой истории и культуре, нравственные категории: долг, порядочность, ответственность, скромность, душевная и духовная красота, умение общаться, конфликтность и без конфликтное поведение.
Личностные прототипы
  
Люди, внесшие нравственный вклад в развитие страны и мира, герои войны и труда, хранители нравственных традиций поколений, демонстрирующие положительный пример нравственного поведения в самых различных ситуациях.
  
Мать Тереза, Флоренс Найтингейл, Юрий Гагарин, Дмитрий Сергеевич Лихачев,строители БАМа, спасатели Чернобыльской АЭС, спортсмены-олимпийцы, приемные матери и матери SOS-деревень, представители МЧС и другие люди, ставшие нравственной историей страны и мира.
Содержание воспитательной работы:

  • изучение нравственной воспитанности учащихся школы и опреде 
    ление возможных путей коррекции нравственной воспитанности 
    учащихся необходимыми методами и формами воспитательного 
    воздействия;
  • изучение нравственного климата в семьях учащихся и клаасных коллективах, консультирование родителей, классных руководителей,
  • разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся,
  • ответственности за свои поступки;
  • учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;
  • создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств; 
  • поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.

 

Формы внеклассной работы:

  • спецкурсы по нравственной тематике;
  • тематические классные часы;
  • тренинги нравственного самосовершенствования;
  • театральные и кинопросмотры;
  • экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • поисковая работа, создание музеев;
  • шефская работа в детских домах, больницах, детских садах, хосписах;
  • изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди Нагорной проповеди;
  • праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
  • клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».

Традиционные мероприятия для классных руководителей:

  • обсуждение и определение критериев нравственной воспитанности учащихся школы;
  • определение традиционных общешкольных и внутри классных мероприятий для проведения и анализа;
  • методическая работа, обучение классных руководителей проведению внеклассных мероприятий нравственной тематики;
  • тренинг личностного роста классных руководителей;
  • составление словаря нравственных понятий и категорий для обязательного обсуждения с учащимися;
  • формирование у классных руководителей понимания необходимости сотрудничества в вопросах нравственности с семьей ученика и использование традиций и опыта семей и поколений в решении данной проблемы;
  • обобщение опыта работы педагогов по данному направлению;
  • поощрение педагогов за неформальное отношение к формированию нравственной культуры учащихся и их семей;
  • изучение опыта семей учащихся по формированию нравственной культуры ребенка, привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий по нравственным проблемам общешкольного масштаба.

Традиционные мероприятия для учащихся 5—6-х классов

У младших подростков необходимо формировать привычку нравственного поведения. Учащимся необходимо демонстрировать достижения их товарищей в нравственном поведении, формировать культуру общения друг с другом в коллективе.

Большое внимание необходимо уделить демонстрации нравственных достижений выдающихся людей, подчеркивать благородство их поступков.

Классные руководители должны обратить внимание на художественные произведения поэтов и писателей страны и мира, описывающие нравственные поступки человека в самые разные эпохи.

В этом возрасте необходимо приобщать учащихся к проектированию своего нравственного поведения и его самосовершенствования. Возможны следующие мероприятия:

  • школа душевной гимнастики (разрешение нравственных ситуаций);
  • праздники дружбы и товарищества в параллели;
  • аукционы доброты;
  • акции помощи ветеранам, больным людям, детям в детских домах, больницах;
  • благотворительные концерты;
  • праздник сюрпризов под названием «Для тех, кто рядом с нами»;
  • конкурсы знатоков «О братьях наших меньших»;
  • экскурсии в приюты для собак, зоопарки, конные школы, фермерские хозяйства и т.д.
  • конкурсы рассказов (например, «Невыдуманные истории о красоте поступков человека», «Добрые руки человеческой помощи»);
  • конкурс знатоков «Страны, люди, герои…»;
  • конкурс проектов «Я хочу помочь людям».

Традиционные мероприятия для учащихся 7—8-х классов
Для учащихся 7-8-х классов родители становятся менее значимыми, чем сверстники. Проблемы в семьях, разводы родителей часто совпадает именно с этим возрастом детей. Родители аргументируют это тем, что ребенок уже вырос, все понимает, не будет испытывать страданий из-за развода родителей.
Особое внимание воспитательная система школы должна уделить взаимоотношениям между представителями обоего пола. Необходимо воспитывать уважительное отношение учащихся  друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей. 
С подростками необходимо построить работу по нравственному воспитанию таким образом, чтобы они понимали значение понятий «истинное» и «ложное», учились отвечать за последствия своих поступков принимать верное решение, признавать свои ошибки, просить прощение, осознавая свои ошибки. Возможны следующие мероприятия:

  • устный журнал «Я голосую за…»;
  • праздник семьи «Всему начало любовь…»;
  • общешкольный конкурс знатоков «Вдохновение» (красивые истории о красивой любви);
  • общешкольный карнавал «Признание в любви»;
  • вечер вопросов и ответов «А вы любили?»;
  • часы общения (например, «Законы нравственности в мировой памяти», «Истинная дружба. Рассказы, легенды и живая действительность», «Жить и быть человеком», «Гармония мысли и поступка», «Об ответственности за себя и за других», «Мы — одноклассники, мы — друзья», «Как научиться жить без конфликтов»).

Традиционные мероприятия для учащихся 9—11-х классов
Старшеклассники находятся на пороге взрослой жизни. В задачу школы и классных руководителей входит развитие их нравственного и интеллектуального потенциала. Учащиеся должны изучить нравственные правила мира и своей страны, познакомиться с нравственными принципами людей. Школа должна дать учащимся возможность проявить свои нравственные ценности на практике для блага других людей. Возможны следующие мероприятия:
        -дебаты и дискуссии по нравственной тематике (например, «Нагорная проповедь — миф или реальность?», «Нравственное наследие античных этиков»);

  • вечера памяти выдающихся людей страны и мира, внесших свой вклад в нравственное развитие общества;
  • литературные конференции нравственной тематики для старшеклассников по биографиям выдающихся людей (Л. Толстого, А. Швейцера, Я. Корчака, А. Беляева и др.);
  • конкурс знатоков «Религии мира и их духовные наставники»;
  • клуб «Открытая трибуна. Поговорим о нравственных категориях»;
  • классные собрания по итогам четверти, учебного года «О себе вслух и только правду»;
  • театрализованное представление «Путешествие в прошлое. Нравственные искания ученых античной Греции»;
  • конкурсы сочинений «Моя нравственная позиция», « Мой нравственный идеал»;
  • исследование мнения старшеклассников на тему «Чем дорожу в родной школе»;
  • праздник «Как на школы именины испекли мы каравай» (акция «Подарок школе своими руками»).

3.Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»
Главные идеи: —  учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;

  • формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности;
  •   интеллектуальные возможности — это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;
  • —  воспитание интеллекта — это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;

— здоровый интеллект — это умное поведение в самых различных и 
непредвиденных ситуациях.
Главная цель
  
Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
— знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями
различных людей;

  • создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
  • поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
  • давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
  • разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии

Понятийный словарь
  
Интеллект, уровни интеллектуального развития (IQ), способности человека, любознательность, кругозор, интерес, цель, трудолюбие, творчество, широта и глубина ума человека, речь, собранность, ответственность, потребность в собственном совершенствовании, анализ, синтез, сравнение, обобщение, речевые умения, способность к поиску и исследованию.
Личностные прототипы
  
Л. Толстой, А. Ахматова, М. Булгаков, И. Бунин, Д. Шостакович, У. Черчилль, А. Сахаров, В. Путин, М. Растропович, В. Шукшин, А. Солженицын, М. Зощенко, В. Высоцкий, М. Ганди, Г. Шлиман и др.
Содержание воспитательной работы:

  • изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики изменения интеллектуальных достижений;
  • формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
  • развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; потребности в развитии собственного интеллекта;
  • развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;
  • создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;
  • стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;
  • всемерная поддержка проявления таланта и незаурядности мышления;
  • контроль за деятельностью педагогов и классных руководителей по вопросу создания условий для всемерного развития интеллекта учащихся.

Формы внеклассной работы:

  • интеллектуальные марафоны в классе, в параллели, в школе;
  • интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
  • кружки по интересам в классе и в школе;
  • студии для развития учащихся школы;
  • творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;
  • создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами в параллели, между различными параллелями, между командами учителей, учащихся и родителей);
  • балы науки в классах и школе;
  • состязания изящной словесности;
  • интеллектуальные викторины;
  • предметные вечера;
  • литературные гостиные;
  • школы интеллектуального творчества;
  • читательские конференции по книгам из серии «Жизнь замечательных людей»;
  • экскурсии в музеи, галереи,
  • посещение выставок;
  • встречи с талантливыми учеными, музыкантами, композиторами, рационализаторами, с талантливыми сверстниками;
  • часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.

Традиционные мероприятия для учащихся 5—6-х классов
Для учащихся 5—6-х классов характерно стремление к проявлению I своих интеллектуальных умений в художественном творчестве, к демонстрации своих способностей, к развитию своих интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, делать выводы.
  
Необходимо нацелить классных руководителей не только на изучение интеллектуальных возможностей учащихся, но и на максимальное раскрытие их таланта, поддержки их интеллектуальных стремлений, способности к творчеству.
В этом возрасте интеллектуальная сфера детей развивается не столько вглубь, сколько вширь. Учащиеся должны иметь возможность максимально попробовать себя в различных видах интеллектуального творчества: сочинение стихов и рассказов, песен и музыки, техническое
творчество, изобретательство и т.д.
  
Учащимся очень важно, чтобы каждый их успех был замечен и оценен.
  
Возможны следующие мероприятия:
— часы общения, тренинги, беседы («Умная машина — мозг челове 
ка», «О способностях от А до Я», «Я расту, я умнею», «Школьные 
тайны. О школьных успехах моих родителей и обо мне», «Секреты
словарей» и др.);

  • конкурсы, праздники, путешествия, конференции, выставки;
  • выставки-аукционы «Это сделали мы сами»;
  • праздник школьных умников;
  • общешкольный конкурс «Интеллектуал года»;
  • конкурс на самого читающего человека школы;
  • театральное представление «Судьбы гениев»;
  • конкурс проектов «Невероятное? Очевидное!»;
  • школа интеллектуального развития «В лабиринтах неизведанного».

Традиционные мероприятия для учащихся 7—8-х классов
  
К 7—8-му классу у многих учащихся падает интерес к учебной деятельности. Это не всегда связано с их интеллектуальным развитием. Зачастую проблема кроется в отсутствии учебных умений, которые не были сформированы в 5—6-х классах. Это сказывается на учебных достиже- ниях ученика, его рейтинге в глазах учителя. Мнение учителя очень весомо для классного руководителя, учащихся, ученик теряет свой статус в в глазах сверстников, он чувствует себя неуютно в коллективе, старается сразу после уроков уйти домой или вовсе пропустить школьные уроки.
  
Задача завуча состоит в том, чтобы классные руководители самым серьезным образом обратили внимание на таких учащихся, проанализировали причины их низкой учебной мотивации и помогли проявить себя в жизни школы и класса.
Для этого необходимо в масштабах  школы:
— развивать социальный интеллект учащихся, критическое мышление, умение адекватно оценивать себя, свои результаты, находить компромисс в оценке результатов своей деятельности с другими людьми, оценивать свои результаты с проекцией не на «сегодня» а на «завтра»;
— формировать культуру умственного труда учащихся, практически 
преодолевать учебные затруднения;
— использовать кружковую и клубную работу для вовлечения уча 
щихся в серьезную и интересную интеллектуальную деятельность
— обратить особое внимание на вовлечение в эту деятельность уча 
щихся, у которых высокий интеллектуальный потенциал и низ 
кий учебный результат.
Возможны следующие мероприятия:
— конкурсы по параллелям на лучшую смекалку, память, внимание 
фантазию;
— тренинги личностного роста учащихся с промежуточным анали 
зом достижений учащихся;

  • общешкольный смотр интеллектуального творчества учащихся;
  • интерактивные игры;
  • тематические, интеллектуальные ринги и дуэли (например, «Белая перчатка», «К барьеру», «За гранью возможного», «Кто кого?» и др.);
  • школа тренировки интеллектуальных умений;
  • факультативы и кружки развития умственных способностей и социального интеллекта учащихся.

Традиционные мероприятия для учащихся 9—11-х классов
Старшеклассники определяют для себя, чем они будут заниматься в будущем, какая профессия станет основной в их жизни. Ребятам нужна помощь в определении профессиональных приоритетов с учетом их возможностей, стремлений, знаний о той или иной профессии. Задача школы — поддержать стремления учеников как можно больше узнать о профессиях, учебных заведениях, готовящих специалистов разного уровня.
Возможны следующие мероприятия:

  • школьные вечера под названием «Ода будущей профессии»;
  • традиционная школа будущего профессионала под названием «О профессиях от А до Я»;
  • клуб встреч старшеклассников «Перекресток»;
  • дебатные встречи «Какой он — профессионал XXI века?», «Я и моя будущая профессия. Мое мнение и мнение экспертов»;
  • традиционные встречи за круглым столом администрации школы и выпускников 9, 11 классов в начале и в конце учебного года под названием «Кем быть? Каким быть?»
  • часы общения («О лучших людях моей будущей профессии», «Учебное заведение, в котором я хочу учиться в будущем», «Каким должен быть человек моей будущей профессии», «Как стать профессионально успешным человеком. Мнение экспертов», «Какие специалисты нужны на рынке труда?» и др.);
  • экскурсии на предприятия, в конструкторские бюро, в учебные заведения, институты для знакомства с профессиями;
  • исследования профессиональных приоритетов и профессиональной направленности учащихся в выборе будущей профессии;
  • исследование влияния семьи, значимых людей и социальной ситуации на выбор будущей профессии;
  • конкурс сочинений и эссе «Будущее моей профессии».

4.Направление «Ученик и его здоровье»
Главные идеи:

  • сохранение собственного здоровья — одна из основных обязанностей человека;
  • образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
  • экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
  • социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;

— воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и 
спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежеднев 
ного оздоровления своего организма;
— стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления 
к достижению невозможного.
Главная цель
  
Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
  • создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
  • формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здо 
    ровью как бесценному дару природы;
  • создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
  • способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.

Понятийный словарь
  
Болезнь, воля, зарядка, занятия спортом, здоровье, вредные привычки, полезные привычки, спортсмен, победы над собой, преодоление, недуг, стремление, Олимпиада, виды спорта, природа, безопасность.
Личностные прототипы

  • Великие спортсмены страны и мира, герои Олимпийских игр, герои паролимпийских игр, выдающиеся тренеры, исторические личности, Демонстрирующие положительное отношение к спорту, спортсмены-долгожители, спортивные семьи и династии.

Пьер де Кубертен, Д. Лихачев, В. Дикуль, А. Швейцер, В. Брумель В. Третьяк, А. Гомельский, И. Роднина и др.
Содержание воспитательной работы:
— изучение состояния физического здоровья учащихся и определе 
ние возможных путей преодоления физического нездоровья, фор 
мирование интереса и желания преодолеть собственные пробле 
мы здоровья;
— изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в 
школе и дома;
— изучение возможностей социума для создания условий по форми 
рованию здорового образа жизни учащихся;
— изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в заня 
тиях физкультурой и спортом;
— разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся 
к занятиям физкультурой и спортом;
— учет возрастных и личностных возможностей учащихся в спортив 
ных мероприятиях класса и школы;
— содержательная сторона организации спортивных мероприятий и 
праздников;
— всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физ 
культурой и спортом;
— поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отноше 
ние к занятиям спортом, физической культурой;
— контроль результативности занятий учащихся физкультурой и 
спортом в учебном заведении;
— поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность 
школы в данном направлении;
— привлечение родителей — энтузиастов спортивного движения для 
пропаганды здорового образа жизни в семье.
Формы внеклассной работы:

  • беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;
  • спортивные конкурсы в классе, в параллели, в масштабе всей школы;
  • общешкольные встречи, посвященные физкультурному движению и спорту;
  • спортивно-исторические и географические викторины, посвященные спортивной тематике;
  • конкурсы спортивных коллажей, проектов и газет;
  • фестивали туристической песни;
  • спортивные аукционы;
  • интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;
  • спортивные бои, ринги, дебаты на спортивную тему;
  • научные исследования учащихся по спортивной тематике;
  • читательские конференции по спортивной тематике;
  • обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт»,
  • молодежно- спортивные  акции “ Здоровое поколение”.

Развитие положительных привычек, навыков гигиены, культуры пола
Чтобы воспитать у учащихся положительные привычки, научить соблюдать правила гигиены необходимо, чтобы в учебном заведении существовали строгие правила формирования культуры здорового образа жизни и гигиены, а именно:

  • строгий контроль проветривания учебных помещений, помещений отдыха;
  • организация минуток отдыха, разминок на учебных занятиях;
  • организация активных оздоровительных перемен учащихся;
  • строгий контроль соблюдения учащимися санитарно-гигиенических требований;
  • традиционное, хорошо организованное санитарно-гигиеническое просвещение учащихся;
  • просвещение классных руководителей по данной проблеме и проведение для них обучающих семинаров по организации в классных коллективах содержательной воспитательной работы в данном направлении;
  • постоянное сотрудничество с медицинской службой школы, района, города по изучению состояния здоровья контингента учащихся, динамики и организации условий для улучшения их состояния;
  • организация практической деятельности учащихся по развитию санитарно-гигиенических умений;
  • постоянное сотрудничество с семьями учащихся по проблеме преодоления вредных привычек, просвещение родителей;
  • демонстрация знаний, умений и достижений учащихся в этом направлении, стремления к здоровому образу жизни.

Традиционные мероприятия для классных руководителей:

  • каждую учебную четверть завуч проводит совещание по анализу причин пропусков занятий учащимися по болезни без уважительной причины и анализирует организацию профилактической работы с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины, а также систему оказания помощи в классе болеющим детям, детям, оказавшимся в лечебном учреждении;
  • завуч проводит заседание методического объединения, в ходе которого знакомит классных руководителей с новейшими технологиями организации воспитательного процесса в этом направлении;
  • завуч анализирует повседневную организацию жизни классных коллективов в данном направлении: дежурство в классе и школе, организация классом своих перемен, дежурство в столовой и поведение учащихся в столовой, организацию питания в классе, внешний вид учащихся, поведение в школе, общение в стенах школы и за ее пределами;
  • разрабатывает рекомендации для классных руководителей и анализирует планирование воспитательной работы в данном направлении;
  • систематически посещает внеклассные мероприятия классных коллективов;
  • осуществляет коррекцию в работе классных руководителей и служб школы в данном направлении.

Традиционные мероприятия для учащихся 5—6-х классов Для младших подростков характерно наличие желания заниматься спортом, но такие занятия требуют определенных усилий, на что у учащихся не всегда хватает воли и характера. В этом возрасте формируются и закрепляются как положительные, так и отрицательные привычки. Последние формируются, если ребенок предоставлен сам себе, если он не вовлечен в активную внеклассную деятельность. Ученики 5-6-х классов нуждаются в развитии познавательного интереса. Им необходимо демонстрировать культуру занятий спортом, формировать у них целеустремленность, силу воли и т.п. Возможны следующие мероприятия:

  • спортландии в классах и параллелях;
  • конкурсы на лучшего спортсмена в классе и параллели;
  • театрализованные представления, например, Малые Олимпийские игры; I
  • школы спортивных рекордов (знакомство с биографиями чемпионов и их достижениями, повторение рекордов великих спортсменов);
  • походы выходного дня под названием «Папа, мама, я — спортивная семья»;
  • клуб знакомств «По следам спортивной славы»;
  • викторины (например, «Спортсмены и судьбы»);
  • интерактивные игры (например, «Азбука здоровья»).

Традиционные мероприятия для учащихся 7—8-х классов Учащиеся в этом возрасте начинают достаточно серьезно интересо-ваться собой, своей внешностью, мало внимания обращая на свои манеры, поведение. Подросткам интересно совместное общение, демонстрация своих умений и достижений. Возможны следующие мероприятия:  |

  • спортивные шоу;
  • рыцарские, спортивные турниры «Древность и современность рядом»;
  • школа спортивного болельщика; 
  • конкурс спортивных агитбригад «Хочешь быть спортсменом отличным? Борись серьезно с вредной привычкой!»;
  • парад героев спорта школы;
  • конкурс походной песни;
  • циклы бесед «Гляжусь в себя как в зеркало…».

Традиционные мероприятия для учащихся 9— 11-х классов Подростки и старшеклассники достаточно много внимания уделяют занятиям спортом. Для многих из них спорт — это возможность получения в будущем престижной профессии, стимул для реализации своей | мечты. Однако занятия спортом должны влиять не только на развитие внешних физических данных, но и способствовать развитию интеллекта та, кругозора учащихся, стремления не только тренировать свои мышцы, но и душу. Особое внимание должно уделяться формированию у учащихся нравственных качеств. Быть хорошим спортсменом, значит быть порядочным человеком. В первую очередь, это помощь слабому, зашита человека. Воспитательные мероприятия школы должны быть направлены на демонстрацию нравственности, человечности, бескорыстия и порядочности в спорте. Возможны следующие мероприятия:

  • многодневные походы в конце учебного года;
  • спортивные походы памяти «Военными тропами»;
  • выездной парад спортивных достижений школы;
  • конкурс на лучшее исполнение туристской песни;
  • защита проектов «Спорт в защиту мира»;
  • спортивные вечера следующей тематики: «Спортсмены России -посланцы мира», «Воля к победе — заслуги в спорте», «Им рукоплескали спортивные арены мира»;
  • Олимпийский фестиваль спортивных надежд;
  • встречи с инвалидами, которые занимаются спортом;
  • организация внеклассной, спортивной работы с малышами в начальной школе, в группах продленного дня;
  • подготовка инструкторов-спортсменов школы для проведения физкультминуток на уроках и во время перемен;
  • часы общения старшеклассников-спортсменов и младших школьников «Поговорим о занятиях спортом»;
  • конкурсы спортивного ориентирования;
  • спортивные товарищеские турниры учителей и учащихся на приз директора школы;
  • спортивные интеллектуальные бои под названием «Слабо?!»;
  • праздники чествования победителей-старшеклассников «Цена спортивной победы»;
  • дебаты в масштабе школы «Культура и спорт», «Сила есть, ума не надо?», «Занятия спортом и их последствия», «Горечь поражения в спорте. Чем она может обернуться?» и др.

5.Направление «Обшение и досуг ученика»
 Главные идеи:

  • формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
  • воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи воспитания:

  • формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;
  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
  • развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
  • использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;
  • создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;
  • учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;
  • демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
  • воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;
  • воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
  • оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью;
  • способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений;
  • предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.

Понятийный словарь
 Эмпатия, рефлексия, положительные и отрицательные эмоции и чувства, самоуправление, самовоспитание, терпимость, открытость, искренность, способности, творчество, культура коммуникации, речь и речевое общение, психогимнастика, пластика, умение слушать и сльциать человека, смотреть и видеть, внутренняя и внешняя культура.
Личностные прототипы
Музыканты и политики, поэты и писатели, творческие и талантливые люди, достигшие высот в искусстве, науке, политике благодаря своим способностям.
  
Платон, Эпикур, А. Македонский, Д. Донской, Петр Первый, Г. К. Жуков, Д. Хворостовский и др.
Содержание воспитательной работы:

  • изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни в учебном заведении;
  • -изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;
  • качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;
  • учет индивидуальных возможностей учащихся
  • возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий;
  • поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;
  • демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям;
  • соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся;
  • соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Формы внеклассной работы:
— дискотеки к праздничным и памятным датам, к юбилеям школы,
педагогов, учащихся;
— концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
— чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, турниров, конференций;

  • сольные концерты учащихся, выставки картин, коллекций одежды, изделий, изготовленных собственными руками;
  • конкурсы состязания талантов;
  • дни творчества школы;
  • театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий;

— чествования именинников, семей, в которых растут таланты.
Традиционные мероприятия для классных руководителей:

  • анализ изучения потребностей учащихся в досуговой деятельности в стенах школы по классам;
  • изучение идей и предложений учащихся, родителей, классных руководителей в рамках программы «Одаренные дети»;
  • планирование, разработка и анализ внеклассных мероприятий по данному направлению;
  • посещение внеклассных мероприятий в данном направлении и их анализ;
  • общение с активами классов и родительскими комитетами школы по вопросу участия учащихся классов в досуговой деятельности;
  • собеседование с классными руководителями по вопросу результативности организации работы с классом в конце каждой четверти; 
  • организация учебы для учащихся-лидеров;
  • совместное планирование деятельности классного руководителя в данном направлении, привлечение специалистов домов творчества для участия в планировании.

Традиционные мероприятия для учащихся 5—6-х классов
Младшие подростки очень нуждаются в проявлении своих эмоций и чувств. Переход в пятый класс связан с тем, что расширяется сфера их общения. Они должны общаться с разными педагогами, приспосабливаться к их манерам, поведению, взаимодействию с учащимися. Это приводит некоторых учащихся к зажатости, закрытости, поиску модели своего поведения.
Ребятам в этом возрасте очень хочется показать, на что они способны. Зачастую эти способности минимальны, но их демонстрация окружающим для ребенка — очень значительное событие. Ему хочется, чтобы все увидели, какими умениями он обладает.  
В этом возрасте учащихся нужно учить общаться со всеми детьми, находить компромисс в общении, решать возникающие конфликтные ситуации достойно, не унижая и не оскорбляя другого человека. Возможны следующие мероприятия:

  • праздник взросления;
  • праздник искренности и открытости;
  • конкурс знатоков традиций своей страны;
  • театрализованное представление «Ода речи»;
  • праздник именинного сюрприза;
  • новогоднее шоу «Века и герои»;
  • путешествие в мир музыкальной культуры.

Традиционные мероприятия для учащихся 7—8-х классов
Учащиеся 7—8-х классов стремятся к общению со сверстниками. Им
интересен не только сам факт общения, но и возможность средствами общения сравнить себя с другими, определить свои способности, сделать определенные выводы. От этого во многом зависит среда общения подростка. К примеру, если подросток мотивирован на серьезную интеллектуальную деятельность, если он общается с ребятами, с которыми у него общие интересы, можно предполагать, что такое общение позволит учащемуся развиться и обогатить себя новым опытом и знаниями.  
Задача педагогов — дать учащимся возможность с помощью разнообразных форм досуговой деятельности и общения найти единомышленников, имеющих общие интересы, темы общения, взгляды на жизнь и т.д.  
Завуч должен обратить внимание классных руководителей на воспитание самостоятельности учащихся при выборе форм досуговой деятельности, планировании жизни коллектива. Очень часто происходит так, что классные руководители по требованию завуча навязывают детям формы внеклассной деятельности, что вызывает у них негативную или безразличную реакцию. Необходимо строить работу с подростками так, чтобы предложения, с которыми выступает взрослый, обсуждались с учащимися.  
В этом возрасте ребятам интересно рассказать сверстникам о своих увлечениях, музыкальных пристрастиях, интересах, проверить, насколько оправданы их интересы и увлечения в глазах сверстников, задуматься над тем, что вызывает негативную реакцию большинства предпочитаемых сверстников.
  
Возможны следующие мероприятия:

  • конкурс знатоков музыкальных стилей и направлений;
  • КВНы и брейн-ринги между классами;
  • музыкальные вечера и дискотеки;
  • предметные вечера;
  • фестивали туристской песни;
  • хит-парады любимых певцов, композиторов и песен;
  • конкурсы юных певцов и музыкантов школы;
  • фестивали песни стран мира;
  • агитбригады под названием «В королевстве кривых зеркал».
  • тематические часы общения, классные часы (например, «Музыкальный Олимп», «Великая музыка прошлого и современности», «За кулисами мира звезд», «Быть звездой — значит, каким быть?!», «Быть фанатом звезды — это дань моде или имидж?», «Как быть интересным в общении?» и др.).

Традиционные мероприятия для учащихся 9—11-х классов
  
Старшеклассники стремятся к общению с теми людьми, которым они доверяют. К 10—11-му классу можно говорить о сформировавшихся интересах и предпочтениях учащихся. Их общение со сверстниками имеет постоянный характер. Они предпочитают те группы, в которых их принимают, где им интересно, которые дают возможность проявить себя, свою индивидуальность.  
В этом возрасте очень многие учащиеся имеют устойчивые интересы, много знают о своих кумирах, часто их увлечения становятся первой ступенью в выборе будущей профессии.  
Задача школы — дать возможность учащимся укрепить свои интересы или проверить их постоянство, утвердиться в собственном мнении? проверить свое умение общаться, развить культуру общения в самых разных его формах.  
Внеклассная работа должна помочь учащимся проверить свою самостоятельность, умение принимать критику, бороться с несправедливостью, доказывать свою правоту.  
Завуч должен обратить внимание классных руководителей на создание условий для самовыражения учащихся во внеклассной деятельности, на воспитание интереса к школьной жизни, активной жизненной позиции, отрицательного отношения к проявлению таких качеств как равнодушие, безразличие, бездействие и т.д.
Возможны следующие мероприятия:

  • ежегодные общешкольные дебаты «Как сделать нашу жизнь содержательной и полезной себе и государству?»;
  • открытый школьный Интернет-проект «Моя школа в будущем»;
  • словесные дуэльные бои старшеклассников «Белая перчатка»;
  • школа риторики для старшеклассников;
  • клубы общения для старшеклассников и их родителей «Ветер перемен»;
  • встречи с администрацией школы под названием «Есть вопрос!», «Диалог с директором»
  • ежегодные школьные премии старшеклассникам в номинации «За конструктивную критику»;
  • ежегодный театральный капустник «Вот как мы живем»;
  • выпуск номеров гимназической газеты, классных газет и альманахов;
  • конкурс песни на школьную тему «Это наша жизнь»;
  • танцевальные вечера «В стиле танго и вальса»;
  • перекличка поколений — встречи выпускников «Через годы, через расстоянья»;
  • конкурс «Лицо года в летописи школы», праздник чествования победителей;
  • фестиваль 10-х классов «Последнее школьное лето».

5.Направление «Обшение и досуг ученика»
6.Направление «Ученик и его семья»
Главные идеи:

  • семья — основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
  • ребенок — надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  • ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
  • школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.

Главная цель  
Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
  • способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;
  • создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Понятийный словарь  
Семья, отчий дом, родословная, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, старшего человека в семье, история семьи, ее традиции и обычаи, праздники и будни семьи, законы и правила жизни в семье, права и обязанности членов семьи, нравственные корни семьи: ношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты и табу семьи, забота о больных, инвалидах.

Личностные прототипы Герои литературных произведений; многодетные семьи; семьи,

являющие собой пример силы духа и единения, правильного воспитания детей в семье.
Содержание воспитательной работы:     — создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;

  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на 
    преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе

«учитель — ученик — родитель»;

  • удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;
  • разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
  • организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

— создание благоприятной атмосферы общения, направленной на 
преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель — ученик —родитель»;

  • привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
  • демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

— поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы внеклассной работы:
— тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи 
(например, «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей 
семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в 
фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О 
тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», 
«Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»);
~ праздники семьи (например, «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово — отец», «Долгая и близкая дорога к дому»); 
спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
  клубы общения «Родители и дети»;
  праздники — Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
  тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
  походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
  дни творчества, дни открытых дверей.
  Формирование у классных руководителей понимания того, что без тесного взаимодействия с родителями невозможно построить воспитательную работу с учащимися. Классные руководители, учителя школы должны понимать, что положительное взаимодействие с семьей начинается с создания доброжелательной атмосферы, равного и доброго отношения ко всем учащимся.
  В задачу завуча входит формирование у педагогов культуры взаимодействия с семьями учащихся, борьба с навешиванием ярлыков, с хамством, грубостью и несправедливостью по отношению к детям и их семьям.
  Для анализа работы классных руководителей по данному направлению завуч проводит совещания, консультации, встречи с учащимися и их родителями, изучает документацию классов по данному направлению, контролирует проверку дневников, записей классного руководителя в дневнике для родителей учащихся и самих учеников.
Переход учащихся на среднюю ступень обучения часто оборачивается их высоким уровнем тревожности, изменением статуса ребенка в детском коллективе, трудностями в обучении и взаимодействии в учебном коллективе. Это связано еще и с тем, что родители, считая своего ребенка достаточно взрослым, уделяют ему меньше внимания, чем раньше. Ребенок становится более свободным, родители меньше интересуются его результатами и достижениями. Детям хочется стать самостоятельными, свободными от родительской опеки и контроля.
  Завуч должен обратить внимание классных руководителей на вовлечение учащихся в активную внеклассную жизнь. Возможны следующие мероприятия: нравственные часы общения и беседы (например, «О взрослых, которые были когда-то детьми», «Знаменитые фамилии России», «Из детских дневников разных времен», «Писатели и поэты о своем детстве», «Материнская любовь в фильмах и книгах», «Военные истории о материнской любви и верности», «Мамины глаза, папина улыбка…», «Как научиться оправдывать доверие», «Уроки детства моих родителей», «Наша родословная», «Я горжусь своей фамилией», «Герб моей страны, герб моей семьи», «Что стоит за словами «Мой дом», «Достижения и победы моей семьи», «Я — продолжатель традиций семьи, традиций страны», «Счастливые минуты моего детства», «Свечи человеческой памяти…», «Детство близких мне людей», «Бабушкины рассказы о детстве»).
  
  Учащимся 7—8-х классов хочется, чтобы родители предоставили им полную свободу в действиях и поступках, позволили проявлять самостоятельность в выборе друзей и форм общения с ними. Родители становятся для ученика менее авторитетными, чем сверстники. Достижения родителей, их профессиональные умения воспринимаются учеником с определенной долей скептицизма, хобби родителей, их увлечения и пристрастия ‘ не всегда интересны ребенку, а иногда вызывают негативное мнение. В этом возрасте проявляется кризис взаимодействия поколений. Зачастую дети не хотят принимать правила поведения, предлагаемые родителями, а родители не могут отказать себе в удовольствии лишний раз | подчеркнуть несостоятельность ребенка, отсутствие в его характере каких-либо качеств, которые родители считают значимыми для его будущего. Задача школы — формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе, создание условий для знакомства родителей учащихся с достижениями их детей в самых различных сферах деятельности.
  
классные родительско-ученические собрания;
тематические конференции родителей и детей по параллелям (например, «Права и обязанности родителей и детей», «У опасной черты», «Отцы и дети: перекличка поколений», «Как не стать Фомой, не помнящим родства», «О роскоши человеческого общения…», «Вглядимся друг в друга повнимательнее…», «Мальчик — юноша — мужчина. Встреча отцов и сыновей», «Опыт родителей -пример для подражания?!», «Слова благодарности и признания…», «О мудрости, доброте и человеческой красоте», «Традиции семьи во взаимоотношениях мужчины и женщины», «Красота внешняя и чистота внутренняя», «Традиции воспитания подростка», «Правовое воспитание в семье», «О дружбе истинной и мнимой»).
Большое внимание должна уделить школа воспитанию семейной культуры старшеклассников. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновнем и дочернем долге перед семьей и родителями, Уважительного отношения ко всем членам семьи.
  В задачу школы входит обучение проектированию будущей семейной жизни старшеклассников, исходя из реалистических ожиданий и возможностей самого старшеклассника.
  Внеклассная работа со старшеклассниками в этом направлении должна сводиться к формированию семейных ценностей, подготовке к роли члена своей будущей семьи.
  Завуч должен обратить внимание классных руководителей на организацию и проведение таких внеклассных мероприятий, которые способствовали бы закреплению в сознании учащихся
Жить сегодня, помня о прошлом и проектируя будущее.
Уважать личную жизнь членов семьи, не допуская того, чтобы они стали рабами желаний, интересов, вкусов и привычек одного из членов семьи:
Не только получать приятное от членов семьи, но и совершать для них приятные поступки.
Открыто и тактично высказывать свое мнение и свои мысли, научиться делиться с родными положительными и отрицательными чувствами.
Уважать труд других и не бояться трудиться для других.
Не делить домашние обязанности на мужские и женские, пробовать себя в различных ролях.
Принимать как само собой разумеющееся право каждого члена семьи на собственные интересы и увлечения, которые не всегда могут совпадать с интересами и увлечениями всех членов семьи.
Проявлять собственное достоинство и человечность, не попирая при этом достоинство и человечность других членов семьи.
Не пытаться переделывать других под себя и не позволять переделывать себя под других.  
Считаться с чужим мнением, даже если оно расходится с вашим мнением.
Доверять членам .семьи и быть преданным ей.
Помогать и поддерживать друг друга не только в горестные, но и в радостные минуты жизни.
игровые тренинги моделирования семейных и супружеских ситуаций;
читательские конференции по произведениям отечественной и мировой литературы, предоставляющие возможность постановки и решения нравственных задач семейного воспитания;
диспуты и дебаты старшеклассников и родителей (например, «Что важнее в семье — горькая правда или сладкая ложь?», «Если родители в разводе…», «Выбор профессии: мнения разделились…», «Кого слушать — друзей или родителей?», «Брак по любви или брак по расчету?», «Отцовский авторитет. Он есть или его нет?», «Последствия сексуальных отношений», «Если мнения разделились…», «Как быть достойным своей любви?»);
интеллектуальные клубы старшеклассников (например, «Женщины — декабристки. Великое служение супружескому долгу», «Любовные истории, которые потрясли мир», «Судьбы женщин в странах мира», «Праздники и будни обычной российской семьи. Необычное интервью», «Лучшие фильмы России о любви мужчины и женщины», «Какой я вижу мою будущую семью?», «Мужчина и женщина на войне. Невыдуманные рассказы», «Музыка и литература о вечной теме», «Рассказы о человеческой стойкости и предательстве в любви», «Образец семьи в религиях мира», «Семья в пословицах и поговорках, народных преданиях», «Великие люди страны и мира о семье и детстве»);
экскурсии в детские сады, начальную школу, проведение утренников с учащимися начальной школы;
школа семейной этики;
Посещение детских отделений больниц, детских домов, домов престарелых и шефские концерты в них;
научно-исследовательские конференции по вопросам семейных
отношений;
— просмотры научно-популярных и художественных фильмов с последующим обсуждением;
— праздники передачи семейных реликвий.