Наставничество — одна из древнейших разновидностей неформального образования. Наставничество не является новым для российской педагогики методом, а идея включения обучающихся в реальные жизненные практики, общения с уважаемыми взрослыми, представителями разнообразного мира профессий имеет свою историю, активно реализуется сегодня. Испокон веков значимый для общности опыт решения разного рода проблем, ценностные основания этих решений передавались от лица к лицу, от мастера к подмастерью. Наставником был тот, кто собственным примером мог доказать успешность и общественную пользу своего дела, способов достижения важных для всех целей. Сегодня наставничество рассматривается как один из ключевых способов развития человеческого потенциала страны – основы её социально-экономического развития.
Наставничество как разновидность неформального образования доказало свою эффективность в решении следующих задач:
- обретение призвания (формирование представлений о возможных направлениях профессионального выбора и самореализации в них),
- реализация стремления к самосовершенствованию в современных конструктивных практиках (ознакомление с культуросообразными вариантами построения жизненного пути, развитие функциональной грамотности и метакомпетенций в различных сферах),
- поддержка межпоколенных связей, культурной преемственности (дополнение и обогащение в личной встрече со значимым Другим спектра взаимодействий с обществом, экономической сферой, государственными структурами в неразрывной связи со знакомством и освоением новых для человека и современных видов деятельности, технологий),
- развитие метакомпетенции и личных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с другими людьми (soft skills).
Перечисленное выше относится как к стороне наставляемого, так и к стороне наставника. Поэтому наставничество – это не воздействие на наставляемого, а взаимодействие.
В гимназии наставничество реализуется в следующих формах:
- Форма наставничества «Ученик-ученик»,
- Форма наставничества «Учитель-учитель»,
- Форма наставничества «Работодатель-Ученик» (Партнёр гимназии-ученик),
- Форма наставничества «Работодатель-Ученик» (Родитель-ученик),
- Форма наставничества «Работодатель-Ученик» (Студент-ученик).
С целями и задачами каждой из форм наставничества можно ознакомиться в документе Положение о наставничестве в ГБОУ Гимназия №261 Кировского района Санкт-Петербурга.
Спасибо всем, кто уже включился в это направление работы – нашим ученикам, педагогам, родителям учащихся, выпускникам, партнерам гимназии! Мы ещё только начинаем новое дело, но уверены, что у нас всё получится! Приглашаем всех к сотрудничеству!